Кольцевая линия московского метро, спроектированная на закате сталинской эпохи, получилась самой репрезентативной и торжественной. Здесь в полной мере проявилась эстетика, которую часто называют «сталинским ампиром». При этом некоторые станции украшены настолько богато, что заставляют вспомнить даже не об ампире, а о барокко с его пышностью и помпезностью.
Кольцевая линия — это 12 станций. Проехать ее полностью можно за полчаса, но это довольно странная затея, ведь она создана именно для быстрых пересадок. Кстати, построить кольцевую линию планировали еще до войны, рассчитывая проложить ее полностью под Садовым кольцом. В итоге строить линию начали лишь в 1950 году, четвертой очередью. В 1954-м кольцо замкнулось.
Расскажем о семи станциях коричневой линии в этой статье. А узнать еще больше подробностей об архитектуре московского метро вы сможете на нашей экскурсии.
«Таганская» (1950)
Эту станцию открыли 1 января 1950 года, посвятив разным родам войск Советской армии. На момент открытия станция была самой глубокой в московском метро — 53 метра.
Центральный зал напоминает древнерусские палаты с крестовыми сводами и арками. Стрельчатые распалубки украшены бело-голубыми майоликовыми панно с представителями разных родов войск и героями отечественной истории России. Между уровнями эскалаторов находится круглый промежуточный зал. В плафоне его купола — панно «Салют Победы» с красным знаменем на фоне синего неба.
В южном торце станции находился барельеф, изображавший Сталина в окружении советских граждан. Композиция очень напоминала сцену встречи Иисуса при въезде в Иерусалим, только без ослика. После развенчания культа личности барельеф заменили на панно с портретом Ленина. Сейчас на этом месте переход на Таганско-Краснопресненскую ветку.
А еще «Таганская» стала первой станцией московской подземки, где установили световые указатели и разменные автоматы.
Рекомендуем: ✔интересные Пешеходные экскурсии в Москве.
«Добрынинская» (1950)
Метро «Добрынинская» при открытии называлось иначе — «Серпуховская». В 1961-м станцию переименовали в честь токаря Петра Добрынина, погибшего во время революции 1917-го. Так же называлась и близлежащая улица (сейчас снова Коровий Вал), а два переулка по-прежнему зовутся Добрынинскими.
Эта станция — одна из первых работ будущего модерниста Леонида Павлова, выпускника ВХУТЕМАСа. Позже он построит Главный вычислительный центр Госплана на проспекте Сахарова, знаменитый «дом с ухом» (Центральный экономико-математический институт), Мемориальный музей Ленина в Горках.
При проектировании «Добрынинской» архитектор вдохновлялся храмом Покрова на Нерли — в оформлении станции легко считываются его перспективные порталы и белокаменная облицовка. В то же время здесь чувствуется влияние рационалиста Николая Ладовского, использовавшего дугообразные формы на «Красных воротах» и «Лубянке».
В глухих нишах между арками помещены 12 мраморных барельефов Елены Янсон-Манизер. Они изображают мирный труд виноградаря, пастуха, крестьянки, рыбака, птичницы. Техника напоминает ажурную резьбу по кости, популярную у народов Севера.
«Парк культуры» (1950)
Станция получила название по расположенному неподалеку парку имени Горького. Главная тема ее оформления — досуг советской молодежи.
Облик станции спроектировал архитектор Игорь Рожин. Он переехал в Москву из Ленинграда в числе проектировщиков Дворца Советов, возглавляемых Щуко и Гельфрейхом. В соавторстве с последним Рожин создал наземные вестибюли станций «Новокузнецкая» и «Электрозаводская». При работе над «Парком культуры» архитектору удалось визуально облегчить конструкцию станции. Для этого внутри каждого пилона он прорезал профилированную арку. Справиться с монотонностью также помогли плетеные жгуты и гипсовые розетки на сводах.
Эскалаторный зал украшают круглые барельефы-медальоны в парусах купола работы Георгия Мотовилова. Изображения отдыхающих мужчин и женщин сразу вводят пассажиров в тему досуга.
Ее продолжают 26 беломраморных медальонов в перонном зале, воспроизводящие классический активный отдых советской молодежи: фигурное катание, теннис, футбол, авиамоделирование, танцы и т.д. Эти барельефы создал художник Исаак Рабинович. Важный штрих в его биографии — работа на съемках кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924).
«Белорусская» (1952)
«Белорусская» — трехсводчатая станция с опорой на пилоны. Ко времени ее открытия это был уже привычный тип для московского метро, поэтому станции требовалось дополнительное украшение. Тем более что эпоха архитектурных излишеств была в самом разгаре.
Облик подземного дворца «Белорусской» придает множество деталей: гранитная чаша фонтана под золочеными решетками парадного входа, венецианские окна-серлианы в арках эскалаторного зала, кесонированный свод с пщеничными и цветочными орнаментами, бра, увитые мраморными листьями аканта, флорентийские мозаики в плафонах центрального зала по рисункам Георгия Опрышко.
«Новослободская» (1952)
«Новослободская» — пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплощает свою давнюю мечту — включает в список отделочных материалов цветное стекло.
Применить стекло в дизайне метрополитена Душкин хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол. Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создавал художник Павел Корин — уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля.
Витражи изготавливали латвийские художники. В верхней части четырех из них находятся медальоны, изображающие представителей разных профессий — архитектора, географа, музыканта, художника. Другой вариант дизайна — звезда, вписанная в цветок.
«Проспект Мира» (1952)
С 1952 по 1966 годы эта станция называлась «Ботанический сад». И это вполне логично, ведь рядом расположен Ботсад МГУ, он же Аптекарский огород, заложенный еще Петром I.
Декор станции проникнут флоральными мотивами. Капители пилонов украшены фарфоровыми листьями и снопами, на каждом пилоне имеется медальон с позолоченным барельефом на тему советской селекции. Со стороны платформы вместо медальона помещена эмблема из металла — серп и молот в обрамлении колосьев и плодов.
Потолок в эскалаторном зале поддерживают четыре узорчатые «пальмы» — одновременно колонны и торшеры со скрытым источником света. А в нише наземного павильона установлена гипсовая скульптура женщины с корзиной фруктов на плече.
«Комсомольская» (1952)
«Комсомольская» — пожалуй, одна из самых помпезных станций московского метро. Ее спроектировал «зодчий всея Руси» Алексей Щусев, в чьем портфолио и дореволюционные соборы, и Казанский вокзал, и мавзолей Ленина, и амбициозный проект «Новая Москва». «Комсомольская» стала последней работой архитектора, окончания которой он уже не увидел.
Длина зала «Комсомольской» кольцевой — 190 метров, высота — 9 метров (вместо обычных 5,5). А еще именно на этой станции впервые появились четырехленточные эскалаторные панели.
В стилистике станции хорошо заметен не только хрестоматийный «сталинский ампир», но и московское барокко. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Эти плафоны с мозаиками созданы по эскизам Павла Корина — автора витражей на «Новослободской». До революции Щусев работал вместе с ним над храмом Марфо-Мариинской обители. Каждая мозаика из смальты — визуализация речи Сталина 7 ноября 1941 года, в которой он назвал имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова.
Кроме мозаик, потолок насыщенного желтого цвета украшен лепниной.
* * *
Хотите узнать больше об архитектуре московского метро, лучше разобраться в его стилевом разнообразии и научиться считывать основную символику? На нашей экскурсии «Подземный памятник архитектуры» мы поговорим не только о кольцевой линии, но и о станциях-предшественниках первой и второй очереди.