Борьба с излишествами в архитектуре после 1955 года привела к тому, что типовым стало не только жилье, но и метрополитен. Станции-«сороконожки» выглядят очень похоже, особенно из вагона поезда, поскольку главная их задача — функциональность. В 1970-х ситуация постепенно меняется: архитекторы, оставаясь лаконичными, начинают «придавать индивидуальный облик отсутствию излишеств» (Евгения Гершкович). Модернизм в метро наконец приобретает уникальные черты. В этой статье рассказываем о самых интересных станциях 1970-х. А если вам интересно, с чего все начиналось, приходите на нашу экскурсию про архитектуру метро.
«Баррикадная» (1972)
При строительстве станции стояла задача не только создать выразительный образ революционной борьбы, но и справиться с гидрологическими условиями — «Баррикадная» расположена под прудом зоопарка. Для прочности конструкции архитектор Александр Стрелков предложил соорудить мощные пилоны шириной 6,5 метра. Чтобы визуально облегчить их массивность, мраморной отделке придана форма складок, символизирующая баррикады и полотнища знамен.
О рваных ритмах уличных заграждений напоминают и ломаные линии светильников в центральном зале и над платформами. Алюминиевые арки, ведущие к эскалаторам, напротив, выглядят сдержанно и миролюбиво.
Вестибюль станции выделяется своими брутальными формами. Планировалось, что он будет вписан в большой сквер, который так и не был разбит. Каменная облицовка с барельефом (три рубленые фигуры) плавно переходит в подпорные стены.
Рекомендуем: ✔интересные Пешеходные экскурсии по Москве.
«Кузнецкий Мост» (1975)
В этой станции модернистская сдержанность органично соединилась с выразительностью. Аркада пилонов центрального зала намекает на архитектурные формы того самого Кузнецкого моста через реку Неглинку. Высота сводов и светлая гамма мраморной облицовки создают эффект свободного пространства. Станции хватает света: сплошной ряд фонарей вмонтирован в абстрактную металлическую конструкцию из заостренных книзу профилей.
Над архитектурным обликом «Кузнецкого Моста» работала Нина Алешина. За свою карьеру она спроектировала 19 станций метро, среди которых «Марксистская», «Чертановская», «Менделеевская», а также довольно спорный вариант реконструкции «Дзержинской» («Лубянка»), исказивший концепцию Николая Ладовского.
Динамичные рельефы путевых стен «Кузнецкого Моста» перекликаются с прошлым района, некогда бывшим кузнечной слободой. Художник Михаил Алексеев создал шесть композиций из алюминия, на которых изображены: искры, вылетающие из-под наковальни, пушки и ядра, старинные ружья и т.д.
«Ботанический сад» (1978)
Станция сооружена из сборных конструкций. Индивидуальный облик ей придает в первую очередь потолок: он по всей ширине покрыт объемными кессонами из алюминия, в которые вмонтированы светильники.
Наземный павильон выполнен в характерной для модернизма стилистике: это так называемая «шайба» — ротонда с большой площадью остекления, напоминающая оранжерею. Круглые павильоны в метро создавали и раньше («ВДНХ», «Новокузнецкая», «Краснопресненская»), но именно в 1970-е они становятся настолько светопроницаемыми и минималистичными.
Флоральная тема «Ботанического сада» раскрыта в оформлении эскалаторного зала, где установлены скульптурные вазоны из поливной керамики. Путевые стены станции украшены пятью панно из анодированного алюминия, на которых отчеканены цветы и плоды. Эскизы созданы Зоей Ветровой, ученицей Николая Томского и Матвея Манизера. Саму станцию спроектировали Николай Демчинский и Юлия Колесникова — многолетние соавторы, работавшие вместе над шестью станциями метро.
«Бабушкинская» (1978)
Это первая в Москве односводчатая станция, сооруженная из сборного железобетона. Этот метод строительства придумали в Харькове и впервые применили в 1975 году, а затем стали использовать и для других метрополитенов СССР. Также во время строительства «Бабушкинской» между вестибюлем и сводом станции установили коробчатую балку для пропуска водовода, придав ей изнутри форму арки.
Станция названа в честь полярного летчика Михаила Бабушкина, поэтому темой оформления стало покорение Арктики. Для этого используется минимум средств: стены облицованы светлым мрамором, а главный выразительный объект — сам свод. Светильники вмонтированы в него таким образом, что создается эффект зенитных фонарей, пропускающих через потолок естественный свет. Выходы из центрального зала украшены композициями из металла.
«Медведково» (1978)
Станция сооружена из сборных конструкций по типовому проекту. Визуальное разнообразие в интерьер «сороконожки» вносит оформление путевых стен. Они украшены алюминиевыми пластинами: за счет чередования выпуклых треугольников создается эффект холодных ледяных глыб.
Также тему Севера раскрывают декоративные металлические панно, на которых изображена природа сурового края: айсберги, чайки, белый медведь на льдине, полярное сияние.
«Авиамоторная» (1979)
Пожалуй, это одна из особо запоминающихся станций метро 1970-х. Над белоснежными аркадами центрального свода «парит» золотистый «ковер-самолет» из анодированного металла. Свод выглядит объемным и динамичным за счет фактуры: он составлен из четырехугольных пирамид, на которые с помощью чеканки нанесены разные узоры на тему небесных сил — от молний и солнечных лучей до планет. Несколько пирамид образуют цветок, в центре которого горит лампочка. В результате весь свод представляет собой чередование ярких и более приглушенных рядов, что создает интересный световой дизайн.
На торцевой стене перронного зала помещено панно из рифленого металла, изображающее парящего в воздухе Икара. Бра, освещающие перроны, тоже обыгрывают тему воздухоплавания: каждый светильник выполнен в форме крыла, а узоры на них повторяют потолочные мотивы. Над выходом в город укреплены ярко-серебристые лопасти самолетного винта.
Эту станцию, как и «Баррикадную», проектировал Александр Стрелков. Он начинал карьеру как соавтор Алексея Душкина на «Новослободской», а с 1967 по 1978 годы был главным архитектором Метрогипротранса. На этом посту Стрелков выступал за индивидуальный облик и узнаваемость станций московского метрополитена.
* * *
А что происходило в метро 1930-50-х? Расскажем и покажем на нашей экскурсии.