Московское метро часто называют самым красивым в мире. А среди самых красивых станций обязательно упоминают «Маяковскую», «Площадь Революции», «Новослободскую». Все эти станции создал один архитектор — Алексей Душкин. Рассказываем о пяти подземных шедеврах мастера и приглашаем на экскурсию по московскому метро 1930-50-х.
«Кропоткинская» (1935)
Эта станция должна была стать главной в московском метро. Если бы грандиозный Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя все-таки построили, все линии подземки сходились бы в этом месте. Ожидался колоссальный пассажиропоток: тысячи делегатов со всей страны, иностранные гости. Для их удобства проект предполагал прямой проход из здания прямо к поездам. Не сложилось: Дворец Советов так и не возвели. А вот станция метро появилась и даже более 20 лет носила название нереализованного проекта. В 1957-м ее переименовали в «Кропоткинскую» по одноименной площади (сейчас — Пречистенские ворота).
15-метровая платформа «Кропоткинской» — самая широкая в метро первой очереди. Колонны с лотосообразными капителями — стопроцентный ар-деко, столь милый сердцу Душкина. Встроенные в каждый «лотос» источники света — тоже отсылка к Древнему Египту, где на колонны водружали масляные светильники. Похожий прием архитектор использовал через восемь лет на «Автозаводской».
Западный павильон с полуциркульной аркой спроектировал Самуил Кравец. Он задуман в первую очередь как обрамление Дворца Советов, если двигаться к нему по Гоголевскому бульвару.
Рекомендуем: ✔Дегустация вина в Москве. Экскурсии и лекции
«Площадь Революции» (1938)
Станцию метро «Площадь Революции» очень любят иностранцы. В основном, конечно, из-за скульптур. А ведь их на станции могло и не быть.
Первоначальный проект Алексея Душкина не предполагал никаких статуй. По углам арок он собирался разместить бронзовые барельефы на тему революции в разных странах. Но проект не одобрили и пригласили скульптора Матвея Манизера, который создал 20 объемных образов советских людей — от революционного матроса до школьниц с глобусом.
Какие еще детали «Площади Революции» так и остались на бумаге? Павильон станции планировалось встроить в здание эпичного кинотеатра на 3000 мест. У основания каждого пилона Душкин хотел установить прожекторы. Их лучи должны были рисовать на плафонах ромбы — архитектор придавал большое значение игре света.
«Маяковская» (1938)
Одну из самых впечатляющих станций московского метро открыли, как и «Площадь Революции», в рамках второй очереди подземной стройки. Она соединила в себе изящество и технологичность стиля ар-деко.
Именно «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения (33 метра), где бетон внутренних опор заменили металлом. В результате тяжелые пилоны превратились в изящные и функциональные колонны, отделанные рифленой нержавеющей сталью. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки.
Еще одна изюминка станции — знаменитые мозаики в потолочных нишах, сделанные по эскизам Александра Дейнеки. Их сюжеты связаны с модной в ту эпоху темой воздухоплавания. Кроме того, у «Маяковской» есть свои секретики. Если стоять лицом к колонне и говорить совсем тихо, другой человек у колонны напротив услышит сказанное. Все благодаря единой металлической арке, по которой также можно пускать монетку — описав дугу, она приземлится с другой стороны.
«Автозаводская» (1943)
«Автозаводскую» открыли в январе 1943 года в составе третьей очереди строительства московского метро. До 1956-го она называлась «Завод имени Сталина» — по расположенному неподалеку обширному производству, впоследствии переименованному в ЗИЛ (завод им. Лихачева). Конкурс на проект станции был объявлен еще до войны, и в нем победил проект с колоннами-«корзинами» Валерия Таушканова. Однако в процессе строительства возникли проблемы, и к работе над станцией привлекли Алексея Душкина.
Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет вариацию на тему первой станции Душкина – «Кропоткинской». Два ряда тонких, слегка расширяющихся кверху железобетонных колонн квадратного сечения поддерживают уплощенные безбалочные своды. Высота станционного зала — семь метров, а ширина — всего десять, что создает особый эффект вертикальной вытянутости, легкости. Изначально по центральной оси располагались конические светильники, которые хорошо подсвечивали капители колонн, выявляя пластику станции.
Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно. Над ними работал выдающийся мозаичист Владимир Фролов, во время войны оставшийся в родном Ленинграде. Собранные при свете керосиновой лампы, мозаики чудом были вывезены по Ладоге и доставлены в Москву. Фролов умер от истощения 3 февраля 1942 года.
«Новослободская» (1952)
«Новослободская» — пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплотил свою давнюю мечту, включив в список отделочных материалов цветное стекло. Применить стекло в дизайне метрополитена архитектор хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол.
Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создавал художник Павел Корин — уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Витражи изготавливали латвийские художники.
В верхней части витражей находятся медальоны. Шесть из них изображают представителей разных профессий — архитектора, географа, музыканта, художника, энергетика и агронома. На остальных — узоры с пятиконечными звездами.
* * *
Хотите узнать еще больше интересного о московском метрополитене 1930-50-х годов? Приглашаем на нашу экскурсию «Как читать архитектуру метро».