В декабре мы планируем запустить новую экскурсию по особняку Тарасова на Спиридоновке. Дом построен в 1908-1912 годах по образцу палаццо Тьене в Виченце и палаццо Дожей в Венеции. Так что самое время поговорить о неоклассике.
Итальянские мотивы Жолтовского
Логичнее всего начать с автора особняка на Спиридоновке – архитектора Ивана Жолтовского (1867-1959). Он прожил долгую жизнь и успел поработать в разных исторических реалиях, но всегда оставался верен неоклассике. Еще в молодости на него оказала влияние архитектура итальянского Ренессанса (в частности – сооружения Андреа Палладио), поэтому мотивы Возрождения видны во многих работах Жолтовского. А еще он перевел на русский язык «Четыре книги об архитектуре» Палладио.
В 1932-1934 гг. архитектор спроектировал дом с колоннами на Моховой для сотрудников Моссовета. Это здание тоже вдохновлено итальянскими паллацо – Вальмарана и дель Капитаньято. Его уникальность в том, что колоннада здесь используется в оформлении всех семи этажей. Жолтовский сделал облегченное заполнение между колоннами ордера, четко выделил центр, на задвинутых вглубь малых боковых крыльях использовал малый ордер. Строительство дома сопровождалось бурными дискуссиями, он обозначил очередной перелом в советской архитектуре и был назван «гвоздем в гроб конструктивизма».
В 1949 г. Жолтовский построил еще один жилой дом. Восьмиэтажное здание на Ленинском проспекте принесло ему Сталинскую премию. За счет рустовки архитектор зрительно утяжелил первый этаж, а три следующих этажа выполнил тоже в виде каменной кладки из крупных блоков, но с более гладкой поверхностью. В качестве декоративных деталей используются сложный карниз на консолях и скульптурные элементы на фасаде.
Похожий объем имеет дом с башенкой на Смоленской площади (1956). Он напоминает палладианское палаццо, а башенка выглядит как отсылка к колокольне Сан-Марко в Венеции.
В 1951-1955 гг. Жолтовский работал над реконструкцией Московского ипподрома. Архитектор практически полностью перестроил старое здание, сгоревшее во время пожара. Он увеличил высоту трибун с двух ярусов до четырех и выделил две части фасада – башню слева и портик с колоннадой справа.
Рекомендуем: ✔Экскурсия на Киевский вокзал с подъемом на Часовую башню.
Петербургская классика Щуко
В историю русской культуры Владимир Щуко (1878-1939) вошел как создатель неоклассических зданий, которые оказались востребованы в новом советском государстве.
В основном архитектор работал в Петербурге, где одним из его первых проектов стали два доходных дома на Каменноостровском проспекте. В здании с колоннами во всю высоту фасада Щуко жил сам и проводил в мастерской занятия для молодых архитекторов.
После революции Владимир Щуко не остался без работы. В 1920-е он стал автором одного из павильонов Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве и постамента-броневика для памятника Ленину на Финляндском вокзале в Ленинграде (1926). Также заметной работой этого периода стал въезд в Смольный, выполненный в неоклассическом стиле. Пропилеи представляют собой композицию из двух пятиколонных портиков у аллеи, ведущей к фасаду.
Крупнейшим осуществленным проектом архитектора в Москве стала библиотека имени Ленина. Щуко работал над планами и чертежами в несколько этапов, постепенно приближая здание к эстетике ар-деко. К главному корпусу ведет парадная террасная лестница, вход выделен портиком с четырехгранными колоннами и украшен горельефами.
Семь лет жизни архитектор посвятил проектированию так и не построенного Дворца Советов. Один из его проектов представлял комплекс из двух сооружений: основного здания, напоминающего палаццо Дожей в Венеции, и колонны в классическом итальянском стиле, увенчанной памятником. После того, как был утвержден проект Бориса Иофана, Щуко продолжил работу на правах соавтора. В частности, он добавил пилоны к основанию каждого яруса.
Неоклассика с привкусом модерна
В начале своей карьеры Мариан Лялевич (1876-1944) работал в стиле модерн, считая его «исторической необходимостью». Он учился у Бенуа, знакомился с архитектурой Италии и Германии во время путешествий и под влиянием этих поездок довольно скоро обратился к неоклассике. Однако даже используя классические элементы (арки, порталы, колонны), архитектор трансформировал их в духе времени.
Самое известное здание Лялевича – Торговый дом Мертенса на Невском проспекте в Санкт-Петербурге (1911-1912). Его фасад прорезан тремя арками, заполненными большими окнами. В качестве украшения созданы рельефы с изображениями бычьих черепов, характерные для классической архитектуры. В то же время при строительстве торгового дома использовались передовые инженерные технологии: монолитная железобетонная конструкция и практически сплошное остекление фасада.
В те же годы и также в Санкт-Петербурге Лялевич построил доходный дом на Пантелеймоновской улице (сегодня – улица Пестеля). В оформлении этого здания он тоже использовал систему трех крупных арок, но оставил их свободными от стекла, сделав сквозные въезды во двор. Дом считается одним из программных произведений модного тогда неопалладианства.
В целом за годы жизни в Петербурге Лялевич построил там более 60 зданий, среди которых: Сибирский торговый банк на Невском проспекте (1908-1910), особняк Покотиловой на Каменноостровском проспекте (1909), Сытный рынок (1912-1913) и другие.
В Москве по проекту архитектора построено административное здание фабрики «Треугольник» на Маросейке, где крупные арки снова использованы как обрамление для окон. Между окнами установлены парные колонны с капителями ионического ордера. Первый этаж эффектно рустован и вместе с колоннами выделен более темным цветом. Эта работа с материалами дает понять, что кроме неоклассики, в здании присутствуют черты северного модерна.
Пролетарская классика Фомина
Иван Фомин (1872-1936) был учеником Кекушева и Шехтеля. Начинал свою карьеру как представитель модерна: спроектировал в этом стиле несколько особняков и интерьеров, например, разработал дизайн помещений Художественного театра. Однако вскоре (во многом под влиянием объединения «Мир искусства») увлекся русским зодчеством и в целом эстетикой классицизма. Он охотно выступал как теоретик истории русского искусства: стал соавтором одноименного многотомника и организатором «Исторической выставки архитектуры».
Все это было еще до революции, но и после 1917 года идеи Фомина оказались востребованы. До середины 1920-х он был главным архитектором Петрограда и в это же время выдвинул концепцию «пролетарской классики». Мастер считал, что в основу нового советского стиля должны лечь классические архитектурные формы, но более упрощенные, лаконичные, лишенные декора. В качестве таких деталей он использовал спаренные или не имеющие капителей колонны, ступенчатый карниз из ряда нависающих прямых полок.
Одно из самых известных зданий Фомина в Москве – дом общества «Динамо» на Большой Лубянке (1928-1932). Архитектор использовал спаренные колонны без капителей во всю высоту здания, избавился от сложных карнизов и сделал круглые окна на верхнем этаже. Вообще, элементы классической архитектуры здесь как бы надеты на современный железобетонный каркас.
В это же время Фомин построил еще одно монументальное здание, на этот раз – для Наркомата путей сообщения. В рамках концепции «пролетарской классики» на двух первых этажах архитектор использовал скругленные полуколонны без капителей.
Также по проекту Фомина были созданы новый корпус Моссовета и интерьеры станции «Красные ворота». А еще он участвовал в знаменитом конкурсе проектов здания Наркомтяжпрома, которое планировали построить на месте ГУМа.