Эпоха рубежа XIX - начала XX веков в России была богата выдающимися архитекторами. И все же многие их них еще мыслили старыми категориями, считая архитектуру сугубо областью искусства.
Одним из тех немногих, кто понимал важность для архитектора инженерных знаний, был Александр Васильевич Кузнецов. Он и по образованию-то был инженер, но сумел стать самобытным и узнаваемым архитектором.
Кузнецов был большим поклонником и пропагандистом нового материала – железобетона. Еще в возрасте 25 лет он стал автором первой русскоязычной научной работы, посвященной теории расчета железобетона. А еще он активно использовал этот материал в своих работах.
Дом московского политехнического общества
Московское политехническое общество было создано по инициативе выпускников Императорского московского технического училища в 1877 году. Его задачей было объединение выпускников ИМТУ, создание условий для их совместной научной и практической деятельности, поддержка ИМТУ и его нынешних студентов.
Членами общества были выдающиеся русские ученые и инженеры Владимир Шухов, Николай Жуковский, Петр Худяков и другие.
В 1905 году Кузнецов строит для общества доходный дом в Малом Харитоньевском переулке. Всю жизнь Кузнецов увлекался готикой, и дом он оформляет именно в этом стиле.
Уже в этой ранней постройке Кузнецов для оформления зала заседаний использует железобетонный свод. Правда, свод фальшивый. Он не только не несет никакой нагрузки, но и сам держится на стальных фермах, перекрывающих здание.
Рекомендуем: ✔Пешеходные экскурсии по Москве.
Новоткацкая фабрика Богородско-Глуховской мануфактуры
Кузнецов много работает в промышленной архитектуре. В 1906 году судьба сводит его с еще одним пионером железобетона в России – инженером Артуром Лолейтом. Вместе они создают одну из самых революционных построек во всемирной истории железобетона. Это Новоткацкая фабрика Богородско-Глуховской мануфактуры (находится в подмосковном Ногинске).
В чем же ее революционность? Перекрытие центральной части фабрики - один из первых в мире примеров безбалочного железобетонного перекрытия. Перекрытие как бы вырастает из колонн и держится на них, без необходимости предварительно устанавливать балки. Такое тип перекрытий экономит материалы и время, а заодно и смотрится очень эстетично.
На сегодняшний день это самый распространенный тип железобетонных конструкций. Вспомните современные московские стройки в монолитном железобетоне – этажи-«полки» держатся прямо на колоннах безо всяких балок.
Мастерские Императорского Строгановского училища
В 1913 году Кузнецову заказывают строительство здания Мастерских Императорского Строгановского училища. Продолжая свое сотрудничество с Лолейтом, он проектирует их в монолитном железобетонном каркасе. Мастерские Строгановки становятся одним из первых гражданских зданий в стране и мире с монолитным железобетонным каркасом.
Как и прежде, здесь используются безбалочные перекрытия системы Лолейта.
А оранжереи и спортивный зал были перекрыты стальными фермами изящных «модерновых» очертаний.
Здание заводоуправления и корпуса завода АМО
Накануне революции, в 1915-1916 годах, Кузнецов и Лолейт создают свою последнюю совместную работу – Корпуса завода АМО (будущий ЗИЛ). Кстати, еще одним их соавтором становится студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, будущий великий мастер авангарда Константин Мельников.
Как и прежде, они возводят несущие конструкции в монолитном железобетоне – правда, на этот раз были выбраны ферменные покрытия.
Увы, в отличие от вышеописанных построек, которые стоят и по сей день (некоторые в худшем состоянии, некоторые в лучшем), корпуса АМО были не так давно снесены в рамках реконструкции территории завода ЗИЛ. Поэтому остается смотреть только на исторические фотографии.